Главная » Статьи » копилка

отчет по теме самообразования

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики»

Антонова Г.С., учитель математики

 

В качестве средств активизации учения школьников выступают:

  • учебное содержание
  • формы
  • методы
  • приемы обучения

В школьной практике и в методической литературе принято делить методы обучения на стандартные и нестандартные.

Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме: изучение нового - закрепление - контроль-оценка. В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами обучения, так как определяются другие требования к личности и процессу ее развития в школе.

Нетрадиционные формы уроков позволяют сделать математику более доступной и увлекательной, привлечь интерес всех учащихся, привлечь их к деятельности, в процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки. Применяя в течение ряда лет в свое практике нестандартные уроки, я сделала вывод, что такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения. В своей работе я применяю следующие нестандартные уроки:

  • урок-соревнование;
  • урок-игра;
  • урок-путешествие;
  • урок-практикум;
  • урок-лекция;
  • урок-консультация;
  • урок-зачет;
  • интегральные уроки и др.

Расскажу о некоторых из них.

Урок-лекция.

При подготовке к лекции учитель должен иметь четкий план её проведения (его можно сделать обозримым для учащихся). При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому, где возможно, необходимо применять проблемное изложение материала. На уроке ставить проблемы, решать их, учащиеся следят за логикой изложения. Поэтому  изложение материала необходимо сопровождать вопросами, на которые  привлекаю отвечать учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи, поэтому я заранее продумываю содержание, форму записей на доске и в тетрадях.  

При изучении материала  активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение. Учащимся  предлагается разделить страницу на две части. Левая и  правая части заполняются на уроке под моим руководством, происходит процесс сравнения математических фактов, выясняются аналогичные свойства, наличие их у новых объектов или их отсутствие, перенос известных свойств на новые объекты. Например, при изучении правил умножения и деления дробей, признаки равенства треугольников, признаки подобия треугольников и др.

Лекционное изложение по математике сопровождается примерами, образцами решения упражнений и задач, применяются технические средства, наглядные пособия.

 Урок-лекцию можно провести  при изучении темы «Взаимное расположение прямой и окружности», «Градусная мера дуги» и др.

Урок-консультация.

Урок - консультация проводится при закреплении навыков по какой-либо теме. Он представляет собой  разноуровневую самостоятельную работу учащихся.  Для этого я готовлю индивидуальные карточки для каждого ученика.

Урок –консультация начинается с устной работы, в процессе которой повторяется необходимый теоретический материал, решатся устно задачи по готовым чертежам.

Затем учащимся предлагается самостоятельно выполнить задания карточки. В процессе решения ученик может консультироваться с соседом по парте или задать вопрос учителю. В конце урока работы собираются на проверку. Типичные ошибки и вопросы выносятся на обсуждение  после проверки работ.   Урок-консультация позволяет учителю работать индивидуально с каждым учеником.

Урок-практикум.

Основная цель урока-практикума состоит в том, чтобы выработать у учащихся умения и навыки в решении задач определенного типа или вида, в овладении новыми математическими методами. На уроках – практикумах развивается самостоятельность учащихся при решении задач. Первый этап подготовки к таким урокам состоит в математическом и дидактическом анализе теоретического и практического материала темы. При анализе практического материала мною предпринимаются следующие действия:

  1. Составляется план  изучения темы  учебника, выделив основные виды задач;
  2. Отобрать ключевые задачи на применение изученной темы;
  3.  Составляется  практическая работа, учитывающая уровень развития каждого ученика.

  Урок практикум можно провести при изучении темы «Площади». Учащимся предлагается выполнить  мини-проект «Ремонт пола». В группах они работают над «Составлением сметы для ремонта пола». Учащиеся самостоятельно ведут подсчет площади пола,  подсчёта количества материала и его стоимости. В результате выполнения этого проекта учащиеся не только закрепляют знания по данной теме, но и получают навыки применения этих знаний в реальной жизненной ситуации.

Урок-исследование

 

На данном уроке  развиваются у детей основы исследовательских умений: анализа (выявление проблем, сбор информации), наблюдения, построения гипотез, экспериментирования, обобщения.

 

 

 

На уроке алгебры в 8 классе при изучении темы «Статистические характеристики», «Графическое представление статистической информации» мною было предложено учащимся провести микроисследования в своём классе. Были исследованы вопросы: «Успеваемость класса во втором триместре», «Результаты контрольной  работы по алгебре». Учащиеся вычисляли статистические характеристики: медиану, моду, размах и среднее арифметическое, строили диаграммы, столбиковые и круговые, представляли данные их микроисследований в виде отчетов.

 

В результате выполнения этого исследования ученики получили не только базовые знания по этой теме, научились применять их на практике, но и получили профориентационную подготовку. 

 

 

 

Блочное изучение.

В последнее время все больше распространяется опыт изучения теоретического материала укрупненными блоками с тем, чтобы высвободить не менее двух-трех уроков для решения задач. Первый из серии уроков посвящается нахождению общих приемов с помощью изученной теории. Этот урок вместе с изученным ранее теоретическим материалом становится основой для последующих уроков-практикумов, на которых учащиеся проявляют больше самостоятельности, а учитель имеет возможность учесть их индивидуальные особенности. Форма работы на нем - коллективная. На втором и третьем уроках идет коллективное и групповое решение более сложных задач. На последнем уроке этой серии каждый ученик решает задачи самостоятельно в соответствии со своими возможностями.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная работа с учащимися является необходимым условием развития личности школьника. Я считаю, что этот вид работы с учащимися должен присутствовать в каждом моменте урока, во внеурочное время.

Математические диктанты.

Для повышения интереса к предмету я использую быстрые математические диктанты. Задания не одинаковы по трудности. Сначала предлагаются очень легкие, потом все сложнее. После того как работы детей собраны – обязательно проверяем.

Задания с выбором ответов.

Проблемное обучение.

В своей работе я использую элементы проблемного обучения. Опыт подтверждает, что при проблемном обучении на всех его этапах, отмечается активная познавательная деятельность учащихся. Но важно создавать для интеллекта детей посильные трудности.

Например, при изучении теоремы Пифагора ставлю перед учащимися проблему:

Существует ли зависимость между гипотенузой и катетами в прямоугольном треугольнике, и, если она существует, то, как она формулируется?

 

Для решения этой проблемы я организую поиск формулировки, предложив учащимся задание по группам:

«Построить прямоугольные треугольники с катетами 3 и 4, 12 и 5, 6 и 8, 8 и 15 и измерить гипотенузу». Результаты заносятся в таблицу.

Далее выдвигаются и обсуждаются различные гипотезы, которые устанавливают связь между катетами и гипотенузой.

 

 

Информационные технологии.

Чтобы детям в современной школе интересна была математика, можно использовать на уроках и дополнительных занятиях элементы информационных технологий. Информационные технологии способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Использование информационных технологий на уроках позволяет формировать и развивать познавательную мотивацию школьников к получению новых знаний, помогает создавать условия успешности каждого ученика на уроке, значительно улучшает четкость в организации работы класса или группы учащихся. Позволяет создавать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка.

Тестовые задания.

Среди инновационных для школы методов обучения, следует отметить тесты. Они позволяют быстро дать  оценку знаний и умений учащихся, охватить больший изучаемый материал. При выполнении тестов необходимо  составить шкалу оценок, в соответствии с которой оценивать работы учеников и ознакомить их с ней.  

Результативность опыта.

Проблема развития ученика является одной из сложнейших задач в педагогической практике. Решение этой проблемы зависит от того, на получение какого именно результата ориентируется учитель в своей работе. Критерием деятельности является конечный результат: либо дать ученику лишь набор по предмету, либо сформировать личность, готовую к творческой деятельности.

 

Творческая деятельность учащихся не ограничивается приобретением нового. Работа будет творческой, познавательной, когда в ней проявляется замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретенных знаний. Работа в кружках, решение интересных, занимательных задач воспитывает устойчивый интерес к изучению математики. Показателем данной работы являются повышение мотивации к обучению математики. 

 

Категория: копилка | Добавил: Arinyshkina (22.12.2016) | Автор: Антонова Галина Сергеевна
Просмотров: 750 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0