Главная » Статьи » копилка

Тема: Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве.

     8 класс

Тема: Мюзикл. Любовь - вечная тема в искусстве.

(задание для самостоятельного изучения)

                                 

                                                                                  «Все виды искусства служат главному 

                   искусству      – искусству жить на Земле»

                                           Бертольд Брехт

В последнее время мы часто слышим о постановках мюзик­лов на театральных сценах. Этот жанр очень  популярен сегодня, мюзиклы создаются с огромной скоростью. Уже есть спектакль-рекордсмен - "Норд-Ост", который выращен на российской почве. Он успешно конкурирует с зарубежными шоу и держит первенство: за 10 месяцев в Москве его сыграли более 250 раз. В чем популярность мюзикла?

Что такое мюзикл? Каковы его особенности, разновидности? Чем он отличается от оперетты? На эти вопросы мы ответим на этом уроке.                              

 Мюзикл - это музыкально-сценический жанр, использующий выразительные средства музыкального, драматического, хореогра­фического и оперного искусств. Их сочетание и взаимосвязь при­дали мюзиклу особую динамичность, характерной чертой многих мюзиклов стало решение серьезных драматургических задач не­сложными для восприятия художественными средствами.

Мusical - мюзикл -сокращенная форма понятий Мusical comedy (музыкальная коме­дия) и Мusical  р1ау (музыкальная пьеса, музыкальное представле­ние).

Возник этот жанр в США в начале XX в. в результате синтеза балладной оперы, оперетты, ревю, водевиля, бурлески, профессио­нальной эстрадной песни и характерных американских эстрадно-концертных представлений.

Сейчас мюзикл - один из самых модных жанров современного театра. Некоторые считают его американской разновидностью опе­ретты, поскольку именно в американском музыкальном театре произошел тот качественный скачок, который позволяет многим рассматривать мюзикл как самостоятельный сценический жанр, хотя и находящийся в отношениях близкого родства и преемствен­ности с опереттой.

Характерные особенности мюзикла

  • широта жанрового диапазона (комедия, драма, трагедия);
  • ведущая роль музыки эстрадного плана;
  • равноправие музыки, танца и разговорного жанра в драматур­гии спектакля;
  • в основе - литературные произведения, завоевавшие широ­кую популярность и доказавшие свою художественную полноцен­ность;
  • стремление к содержательности, высокой идейности, глубине мысли, серьезности проблематики.

 

Разновидности мюзиклов

 Мюзикл-опера - разновидность, которая сочетает в единстве свойства и признаки обоих жанров. Например, «Шербургские зон­тики» М. Леграна, «Иисус Христос - суперзвезда» Э. Уэббера, «Орфей и Эвридика» А. Журбина, мультфильм «Бременские музы­канты» Г. Гладкова.

  • Мюзикл-оперетта - жанр, сочетающий характерные черты оперетт и мюзикла. Например, «Моя прекрасная леди» Ф. Лоу, «Вестсайдская история» Л. Бернстайна, «Звуки музыки» Р. Род­жерса и т. д.
  • Мюзикл-драма - жанр опирается на разговорный диалог. На­пример, «Трехгрошовая опера» Бертольда Брехта, муз. К. Вейля.
  • Мюзикл-обозрение - эстрадное ревю, но скрепленное драматиче­ским сюжетом: К/ф «Веселые ребята», муз. И. Дунаевского.

Различия

Мюзикл

Оперетта

1. Театральная форма, где му­зыка     является     одним     из средств музыкально-сценичес­кого действия наряду с хорео­графией, пластикой, постано­вочными эффектами

1. Выдержанная музыкальная форма с ансамблями и финала­ми, лейтмотивами и элемента­ми симфонического развития

2.   Главное   -   литературный материал

2. Главное - музыка, высокие вокальные требования к певцам

3.     Высокий     литературный уровень (Т.  Плавт, У.  Шек­спир, М. Сервантес и т. д.), интересная        проблематика, оригинальные характеры.

3. Либретто развлекательного характера

4.   Обращается   к   аудитории языком бытовой и эстрадной музыки

4. Развернутые многоэпизодные финалы актов

5. Хореограф - второй поста­новщик, иногда главный

5. Балетные сцены дивертис­ментного типа, роль второсте­пенная

6. Большое внимание пластике

6. Интенсивное использование вокала

Традиционный взгляд на мюзикл как на искусство развлека­тельное не исключает того, что это искусство служит своеобраз­ным зеркалом общественной жизни. Художественные завоевания мюзикла позволили ему стать достоянием не только какой-то од­ной нации, но и оказывать серьезное воздействие на современный музыкальный театр.

- Мы обращаемся сегодня к мюзиклу Л. Бернстайна «Вестсайдская история». Немного о композиторе. (См. слайд № 10, 11.)

3. Рассказ о композиторе Л. Бернстайне и его «Вестсайдской истории»

Леонард Бернстайн (1918-1990). Американский дирижёр, композитор, пианист, музыкальный деятель, педагог. О­кончил Гарвардский университет и музыкальный институт Кёртис (Филадельфия). Ученик У. Пистона (композиция), Ф. Рейнера и С. А. Кусевицкого (дирижирование). Ассистент дирижёра (1943— 1944), дирижёр (1957-1958), главный дирижёр (1958-1969) Нью-Йоркского филармонического оркестра и городского оркестра «Нью-Йорк Сити симфонии» (1945-1948). Выступал в концертах как дирижёр и одновременно исполнитель фортепианной партии в соб­ственных и классических оркестровых сочинениях. Бернстайн - один из крупнейших дирижёров, выдающийся интерпретатор клас­сической, а также современной музыки, в том числе сочинений Шостаковича, Малера. Выступал в Венской опере (поставил «Фальстафа» и свою оперу «Тихое место», 1986). Среди записей «Сомнамбула» (солисты Каллас, Валетти,, «Кармен» (в заглавной партии Хорн), «Фиделио». Среди сочинений: оперы «Волнения на Таити» (1952, Уолтем), «Тихое место» (1986, Вена), оперетта «Кандид» (1956, Нью-Йорк), балеты, 3 симфонии, вокальные цик­лы. Бернстайн удостоен премии Э. фон Сименса.

Широко известны его мюзиклы, в том числе «Вестсайдская история» (1957, Нью-Йорк). (см.слайд №11) Находясь в рамках жанра, Бернстайн вводит в мюзиклы оперные формы, а также добивается в них сквозного симфонического развития. В его музыке мастерски претворены ладогармонические, ритмические особенности джаза, негритянских, мексиканских и других народ­ных песен. В своих сочинениях Бернстайн использует разнообраз­ные музыкальные средства - уличные песенки, рок-н-ролл (напри­мер, в «Мессе», 1971).

Бернстайн пришел к смелой мысли - взять за основу либретто трагедии «Ромео и Джульетта» и перенести действие в современ­ную Америку. Место действия - Нью-Йорк, точнее, его западные окраины (Вест-Сайд), населенные бедняками. Конкурирующие мо­лодежные группировки «Ракеты», куда входят «тинэйджеры» -уроженцы Нью-Йорка, и «Акулы», объединившие пуэрториканцев из семей бедных иммигрантов с острова Пуэрто-Рико. Пара влюб­ленных связана с этими группировками, что делает их любовь об­реченной. Юноша (Тони) хочет положить конец вражде, но тщетно. К тому же он убивает брата возлюбленной (Марии) (как в трагедии У. Шекспира) - одна из кульминаций трагедии.

Итог. Тема трагической любви продолжает волновать и художников и слушателей. Человек обращается к искусству прошлого, чтобы через него познать законы нравственные, законы человеческих отношений. Сочетание тонкого лиризма и высокой трагедии делают этот мюзикл нестареющим образцом высокого искусства.

Взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало рождению нового жанра-жанра мюзикла

Слушание: «Дуэт Тони и Марии», «Сцена драки»

 Задание 1. Выписать понятие мюзикл

2. таблица: отличие мюзикла от оперетты

3. описать характер музыки  «Дуэт Тони и Марии» и «Сцена драки» не менее 5 слов о каждом фрагменте

4. составить тест из 10 вопросов, отражающих суть темы.

Категория: копилка | Добавил: Arinyshkina (11.05.2016) | Автор: Кулагина Анастасия Валерьевна
Просмотров: 1005 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0